2012/04 - Новогодние государственные праздники / Конвенция МОТ № 173

Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым к новогодним государственным праздникам прибавляются нерабочие праздничные дни 6 и 8 января.

При этом выходные дни, которые приходятся на новогодние праздники, будут переноситься Правительством Российской Федерации на другие дни в очередном календарном году.

Введена новая обязанность работодателя при выплате заработной платы извещать в письменной форме о сумме денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.

Помимо вышеуказанного новый закон предусматривает внесение изменений в ст. 122 Гражданского процессуального кодекса, дополняющих перечень требований, по которым судьей единолично может быть выдан судебный приказ (исполнительный документ). Помимо требований о взыскании не выплаченных сумм заработной платы, судебный приказ может быть выдан по требованиям о взыскании не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Ратификация Конвенции МОТ № 173

18 апреля 2012 г. Совет Федерации ратифицировал Конвенцию МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя», принятую Международной организацией труда в 1992 г. (далее: «Конвенция»).

Государство, ратифицирующее Конвенцию, принимает либо:

  • обязательства, вытекающие из раздела II Конвенции, предусматривающего защиту  требований трудящихся на основе привилегии, то есть таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов;
  • обязательства, вытекающие из раздела III Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся за счет гарантийных учреждений; 
  • обязательства, вытекающие из обоих разделов Конвенции.

То есть, законодательством государства, члена Конвенции, должны быть предусмотрены либо гарантии по установлению первоочередности удовлетворения требований работников при расчете с кредиторами при банкротстве работодателя либо гарантии по выплате задолженности работодателя специальными учреждениями (например, органами социального обеспечения). Государство вправе предусмотреть оба вида гарантий.

Привилегия и защита гарантийными учреждениями должны распространяться как минимум на требования по выплате следующих сумм: заработная плата, выплаты по оплачиваемым отпускам, иные виды оплачиваемого отсутствия на работе; выходные пособия. Продолжительность стажа работы, учитываемого для выплаты сумм, различается от вида гарантии (привилегия при очередности расчета с кредиторами или защита гарантийными учреждениями).

Национальное законодательство или регламенты могут ограничивать объем привилегированных или защищаемых гарантийными учреждениями требований трудящихся установленной суммой, которая должна быть «не ниже социально приемлемого уровня, и которая подлежит периодической корректировке с целью сохранения ее стоимости».

Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации соответствует ратифицированной Конвенции. Статья 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ устанавливает привилегию в очередности удовлетворения требований кредиторов, в соответствии с которой  расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, должны быть удовлетворены до того как будут удовлетворены требования остальных кредиторов, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.