Важные изменения международного налогового законодательства

В связи с существенными изменениями в российском и международном налоговом законодательстве мы хотели бы напомнить о необходимости анализа влияния таких изменений на текущую холдинговую структуру. В определенных обстоятельствах отсутствие должного реагирования на них может привести к значительному росту налоговой нагрузки и налоговым рискам.

Российское законодательство, следуя международным тенденциям, продолжает дополняться инструментами, направленными на борьбу с международным уклонением от уплаты налогов, размыванием налоговой базы и искусственным выводом доходов или прибыли из-под налогообложения в офшорные юрисдикции. Кроме того, вносятся изменения в международные соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), приводящие к росту ставок налога у источника.

Далее мы кратко рассмотрим ключевые изменения налогового законодательства, вступающие в силу в 2021 году и влияющие на трансграничные сделки.

Изменение СИДН с низконалоговыми юрисдикциями: Мальта, Люксембург, Кипр, Нидерланды

  • Мальта, Люксембург, Кипр: в СИДН внесены изменения, повышающие ставки налога у источника по дивидендам и процентам до 15% (за некоторыми исключениями);
  • Нидерланды: Минфин России начал процедуру по подготовке для внесения в Государственную Думу федерального закона о денонсации Соглашения (https://regulation.gov.ru/projects#npa=111273).

Начало применения MLI (Многосторонняя конвенция в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения)

  • С 1 января 2021 года, может быть начато применение MLI в отношении некоторых соглашений (http://www.oecd.org/tax/treaties/beps-mli-notification-article-35-7-b-russian-federation.pdf). В отношении иных стан MLI будет применяться с более поздней даты, однако мы не исключаем ретроспективное применение подходов и правил MLI к периодам до 01.01.2021;
  • MLI в значительной мере дополняет и изменяет действующие СИДН и ужесточает правила применения пониженных ставок налога у источника в рамках различных сделок, вводит дополнительные критерии постоянного представительства и т.д.

Обновлены перечни стран, с которыми осуществляется автоматический обмен налоговой информацией

ФНС России утвердила новый перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен. Кроме того, обновлен перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами. Теперь в него входят 63 страны и 8 территорий, в том числе считающиеся «офшорными»: Ангилья, Британские Виргинские острова, Гонконг, Теркс и Кайкос, а также Андорра, Багамские острова, Белиз, Монако, ОАЭ, Панама, Перу, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова.

Ужесточение подхода к оспариванию внутригрупповых услуг

  • Налоговые органы сохраняют повышенный интерес к расходам на трансграничные внутригрупповые услуги. Актуальная практика показывает, что такие услуги могут быть связаны с существенными рисками не только по налогу на прибыль и НДС, но и по налогу у источника (переквалификация в дивиденды/ прочие платежи) и с санкциями за нарушение законодательства о валютном контроле;
  • При этом, оценивая обоснованность учета расходов на внутригрупповые услуги, налоговые органы детально анализируют их на предмет: реальности услуг (действительно ли такие услуги существовали и предоставлялись); дублирования расходов на идентичные услуги/ функции сотрудников заказчика; наличия экономической или коммерческой ценности; разграничения услуг и затрат на акционерную деятельность, методологии ценообразования и т.д.

Перспектива BEPS 2.0 (MLI 2.0)

ОЭСР и группа G20 продолжают работать над введением эффективных мер, направленных на ограничение размывания налоговой базы в условиях цифровой экономики. Предполагается, что изменения затронут как IT компании, так и компании иных секторов (производство, дистрибуция товаров). К лету 2021 года ожидается согласование двух планов, которые в среднесрочной перспективе (5-10 лет) могут принять статус международных законов по аналогии с MLI:

  • Pillar 1 – концепция, предусматривающая новый порядок налогообложения международных компаний в странах с существенной клиентской базой даже при отсутствии в таких странах филиала/ представительства или дочернего юридического лица.
  • Pillar 2 – концепция, предусматривающая обязанность по уплате «дополнительного» налога в ситуации, когда прибыль облагалась ниже определенной минимальной ставки налога.

Если у вас возникли вопросы по указанным выше изменениям и их влиянию на вашу компанию, мы будем рады ответить на них и предоставить дополнительную информацию.

Задайте интересующие Вас вопросы

* поля, обязательные для заполнения

Согласие субъекта на обработку его персональных данных: https://rus.mazars.ru/Glavnaya-st...kta-na-obrabotku-personal-nyh-dannyh