Налоговый обзор №5: Разъяснения 2019

Подводя итоги ушедшего года, представляем Вашему вниманию обзор писем Минфина и ФНС, вышедших в 2019 году и актуальных для многих налогоплательщиков.

1. Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937 (НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме)

В письме от 24.04.2019 ФНС России в ситуации недостаточной проработки законодательства о порядке налогообложения НДС электронных услуг предложила подход в пользу налогоплательщиков.
Если:

  • при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, а также
  • при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, иных услуг (выполнении работ, реализации товаров), местом реализации которых признается территория РФ,

покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС и принял уплаченную сумму к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)).

2. Письмо ФНС России от 06.05.2019 № СА-4-7/8448@ (Обзор судебных споров в связи с трансграничными операциями)

В письме от 06.05.2019 ФНС России проанализировала и пересказала краткое содержание судебных налоговых споров:

  • по применению концепции фактического получателя дохода (ФПД, бенефициарного собственника),
  • правил «тонкой капитализации», а также
  • дел о налоговых злоупотреблениях при трансграничных операциях.

О наиболее интересных судебных спорах из данного обзоры мы, в частности, рассказывали Вам в этом году в нашем обзоре судебной практики № 3.

3. Письмо ФНС России от 08.08.2019 № ЕД-4-13/15696@ (О фактическом праве холдинговых компаний на доход от источников в РФ)

В письме от 08.08.2019 ФНС России конкретизировала свою позицию о наличии / отсутствии статуса фактического получателя дохода (ФПД) у холдинговых компаний:

  • упоминание «холдинговой деятельности» и «инвестирования» среди заявленных видов деятельности иностранного получателя дохода не может являться самостоятельным и достаточным критерием в пользу наличия или отсутствия фактического права на доход;
  • в каждом случае при формировании позиции налоговым органам необходимо проводить анализ на наличие признаков искусственности в деятельности холдинговой компании, в том числе признаков отсутствия самостоятельности в части принимаемых решений по отношению к принадлежащему компании активу и в отношении рассматриваемого дохода от источника в РФ.

4. Письмо Минфина России от 24.09.2019 № 03-03-06/1/73272 (О подтверждении расходов на оплату внутригрупповых услуг)

В письме от 24.09.2019 Минфин России рекомендовал при определении возможности признания расходов на внутригрупповые услуги придерживаться следующего подхода:

  • первое – определить, действительно ли такие услуги предоставлялись;
  • второе – определить стоимость таких внутригрупповых услуг для налоговых целей как соответствующую принципу «вытянутой руки».

Данный подход основан на положениях пункта 7.5 Раздела VII Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, что полностью соответствует, по мнению Минфина РФ, требованиям статьи 252 НК РФ.
О трех наиболее интересных судебных спорах по внутригрупповым услугам мы, в частности, рассказывали Вам в этом году в нашем Алерте.

5. Письмо ФНС России от 20.11.2019 № СД-4-3/23559@ (О расчете доли недвижимости в активах компании для целей налога у источника)

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

В письме от 20.11.2019 ФНС России разъяснила, что при отсутствии в НК РФ или международных соглашениях положений относительно правил расчета доли российской недвижимости в активах российской организации правомерным является осуществление расчета доли российской недвижимости в активах организации на основании балансовой стоимости активов данной организации и балансовой стоимости российской недвижимости по данным бухгалтерского учета данной организации, ближайших по времени составления к дате определения такой доли финансовых отчетностей (промежуточных (например, квартальных или полугодовых) или годовых).
В письме также приведены формулы для расчета доли активов, прямо и косвенно (через вложения в УК другой организации, инструмент коллективного инвестирования), состоящих из российской недвижимости.

6. Информационное сообщение Минфина России от 24.12.2019 (о применении MLI не ранее, чем с 01.01.2021)

Данным информационным сообщением Минфин России довел до сведения налогоплательщиков, что Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (в международной практике Multilateral Instrument, MLI), будет применяться не ранее 1 января 2021 г.

В силу оговорки, сделанной, как Российской Федерацией, так и ее некоторыми государствами-партнерами, данный документ начнет применяться только после выполнения государствами-сторонами специальных условий. Под специальными условиями подразумевается, что Россия должна направить одновременно ОЭСР и другим государствам-партнерам по СИДН уведомление о завершении внутренних процедур, необходимых для начала применения положений MLI в отношении каждого конкретного СИДН, на которое распространяется MLI. На момент публикации информационного сообщения ни Россия, ни государства-партнеры по СИДН (сделавшие аналогичную оговорку) не направили соответствующие уведомления (подп. «а», «b» п. 7 ст. 35).