Руководство по налогообложению в странах Центральной и Восточной Европы 2020

В этом году международная аудиторско-консалтинговая компания Mazars в восьмой раз выпускает региональный обзор налоговых режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Стремясь наилучшим образом обеспечить поддержку инвесторам, которые планируют вести деятельность в регионе, эксперты проанализировали и собрали воедино налоговые изменения в 21 стране, а также выявили преобладающие тенденции и основные стратегии налогообложения. Помимо Вышеградской четверки, в этом году в издание также включены страны Юго-Восточной Европы, Россия, Украина и страны Балтии. В исследовании 2020 года основное внимание уделяется затратам на рабочую силу, косвенным налогам, налогам на прибыль и трансфертному ценообразованию на исследуемых рынках.

  • Уровень заработной платы и стоимость рабочей силы в странах региона существенно различаются
  • Пандемия может изменить роль прямых налогов
  • Налоговые органы все более тщательно изучают внутригрупповые операции на большинстве рынков
  • В 2020 году несколько стран региона ввели налоги на выход (exit taxations).  

В 2020 году налоги на доходы и страховые взносы на исследуемых рынках продолжат снижаться, однако их объемы существенно варьируются в зависимости от страны. Страны региона не придерживаются единого подхода к налогообложению доходов: одни используют фиксированную ставку подоходного налога, другие – прогрессивную шкалу.

В среднем по региону стоимость рабочей силы для работодателя составляет около 160 процентов от чистой заработной платы. Доля налогов и взносов составляет в среднем лишь 16% от валовой заработной платы, однако фактически разница между самым низким и самым высоким показателем превышает 30 процентных пунктов, что подчеркивает ограниченные возможности сравнения отдельных налоговых систем.

Анализ зарплатных налогов также показывает, что уровень заработной платы существенно различается в странах региона. К 2020 году произошло значительное повышение МРОТ в пересчёте в евро, причем наиболее существенный рост наблюдался на Украине, где, наряду с Румынией и Болгарией, также максимально увеличились средние зарплаты в частном секторе, прибавив более 30%. Тем не менее, для получения полной картины необходимо учитывать, что колебания обменных курсов национальных валют также могли способствовать росту.

Что касается налога на добавленную стоимость средняя величина стандартных ставок в регионе в 2020 году составляла около 20%. Обычная ставка НДС в размере 25% и 27%, действующая в Хорватии и Венгрии, соответственно, по-прежнему считается наиболее высокой; в Хорватии запланированное ранее снижение на 1 процентный пункт в 2020 году не было реализовано.

«Правительства пытаются использовать цифровые технологии для принятия мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В Венгрии недавно введенная обязательная онлайн-отчетность по счетам оказала положительное налоговое воздействие, поэтому можно ожидать распространения аналогичных решений в регионе», - отметила Элена Чисмадия (Heléna Csizmadia), налоговый директор компании Mazars.

До пандемии правительства при планировании своих бюджетных поступлений в первую очередь опирались на рост частного потребления, поэтому повышенное внимание уделялось косвенным налогам. «Налог на добавленную стоимость стал, возможно, самым значительным источником поступлений в госбюджет в последние годы, но это может измениться в связи с экономическим спадом, вызванным пандемией», - добавила Элена Чисмадия.

На исследуемых рынках средняя ставка налога на прибыль организаций составляет 16%. Однако разница между самой низкой и самой высокой ставкой корпоративного подоходного налога в регионе составляет более 20 процентных пунктов. Европейский Союз сознательно старается сдерживать налоговую гонку и создать общую систему корпоративного налогообложения в государствах-членах. Важным шагом в этом направлении является принятие правового акта, официально известного как Директива Совета Европейского Союза 2016/1164 от 12.07.2016 об установлении правил в отношении практик уклонения от уплаты налогов (the Anti-Tax Avoidance Directive, ATAD), большинство положений которого должны применяться государствами-членами с 1 января 2019 года.

Эксперты Mazars отмечают, насколько по-разному государства-члены интерпретируют рамки, предусмотренные Директивой. В некоторых странах - например, в Венгрии - применяются наиболее мягкие ограничения, в то время как в других - местное регулирование выходит за рамки ограничений, установленных в качестве минимального стандарта в Директиве ЕС 2016/1164 - именно такой путь, например, выбрала Польша. В Директиве также можно проследить и стандартизацию правил в отношении оффшоров (контролируемых иностранных компаний, КИК).

Что касается налога на прибыль организаций, Литва и Венгрия до сих пор не удерживают налог с дохода на капитал, а Албания значительно снизила ставку налога на дивиденды, начиная с 2019 года. Начиная с 2019 года в Венгрии возможно применение системы налогообложения консолидированных групп, которая ранее использовалась только в Австрии, Польше и Боснии и Герцеговине.

Нормы, регулирующие трансфертное ценообразование, появились в налоговых системах практически всех стран, за исключением Черногории и Северной Македонии, а последней страной, в которой была введена обязанность по оформлению документации, стала Болгария. При этом само требование недавно изменилось. Ключевой целью страновых отчётов ОЭСР (country-by-country reports или CbCR) является содействие повышению уровня прозрачности путем предоставления местным налоговым органам информации, необходимой для оценки налоговых рисков.

Большинство локальных офисов Mazars, анализируя налоговые системы стран, отметили, что налоговые органы уделяют все больше внимания изучению вопросов, связанных с трансфертным ценообразованием. «Однако открытым остается вопрос о том, как новый кризис трансформирует планируемый уровень прибыли и / или в какой степени транснациональные корпорации будут вынуждены вмешаться в их структуру ценообразования, и насколько сильно налоговые органы будут оспаривать уровни налоговой базы, которые будут значительно ниже, чем в предыдущие годы», - говорит Элена Чисмадия, налоговый директор компании Mazars.

Важным является и то, что к 2020 году во многих странах появилось так называемое регулирование налога на выход (exit taxation), которое применяется при выходе бизнеса из страны, если иное не предусмотрено положениями о трансфертном ценообразовании. На практике это означает, что сделка может облагаться налогом, если компания продает одну из своих бизнес-линий за границу или перемещает туда свои активы и управление.

Документ

Mazars CEE Tax Guide 2020.pdf

Mazars CEE Tax Guide 2020.pdf