Изменение критериев по признанию сделок контролируемыми

Обращаем внимание, что начиная с 2019 отчётного года в статью 105.14 НК РФ были внесены изменения в отношении критериев по признанию сделок контролируемыми. Данные поправки существенно сужают перечень сделок между российскими взаимозависимыми компаниями, которые признаются контролируемыми, а также вводят суммовые пороги в сделки с иностранными взаимозависимыми компаниями.

С 2019 отчётного года контролируемыми будут признаваться сделки при выполнении следующих условий:

Вид сделок

Дополнительные критерии

Суммовой порог

Внутрироссийские

  • стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль
  • один из участников уплачивает НДПИ и предметом сделки является ДПИ, облагаемый по %-ной налоговой ставке
  • один из участников находится на особом режиме налогообложения (ЕНВД, ЕСХН)
  • один из участников освобождён от обязанностей по уплате налога на прибыль
  • один из участников учитывает доходы (расходы) по таким сделкам при определении налоговой базы в рамках деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • один из участников является ИЦ «Сколково»
  • один из участников применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль в рамках ст. 286.1 НК РФ
  • один из участников уплачивает налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по данному налогу

1 млрд. руб.

Внешнеторговые

Нет дополнительных критериев

60 млн. руб.

Таким образом, объём сделок, подлежащих отражению в уведомлении о контролируемых сделках, существенно уменьшается для многих групп компаний начиная с 2019 отчётного года.

Выводы:

Несмотря на то, что поправки в НК РФ приводят к сужению перечня контролируемых сделок и объёма работ по подготовке уведомлений о контролируемых сделках, фактически они выводят существенные сделки между взаимозависимыми российскими налогоплательщиками из-под контроля со стороны ФНС под контроль территориальных налоговых органов, которые могут оспаривать уровень цен или финансовых результатов по сделкам, превратно интерпретируя деловые цели и намерения сторон в поиске признаков согласованности их действий, направленных на получение сторонами необоснованных налоговых преимуществ (на основании положений статьи 54.1, положений действующего по настоящее время Постановления Пленума ВАС №53, т.е. с применением концепции необоснованной налоговой выгоды и используя методологию по ТЦО либо услуги специалиста-оценщика). При этом налогоплательщики лишаются механизма симметричных корректировок по результатам доначисления налогов в отношении таких сделок.

Хотите узнать больше?