Устойчивость несмотря на Covid-19: ежегодный барометр Mazars демонстрирует оптимистичный взгляд высшего руководства на будущее

  • 58% ожидают более высоких доходов в 2020 году, чем в 2019 году, а почти три четверти (71%) прогнозируют рост в 2021 году
  • Экономические и технологические тенденции с большой вероятностью повлияют на бизнес в ближайшие 3-5 лет; компании уверены в своей способности отреагировать
  • Переход к более долгосрочным инвестициям означает, что бизнес готовится к перезагрузке

16 февраля 2021 года: Mazars, международная аудиторская, налоговая и консалтинговая компания, опубликовала «Mazars С-suite барометр 2020» — исчерпывающее исследование, содержащее взгляды руководителей компаний, департаментов и их прогнозы на 2021 год и основанное на сведениях, полученных от более чем 500 руководителей высшего звена по всему миру.

Эрве Элиас, генеральный директор и председатель правления Mazars Group, сообщил: «Наш первый барометр, который содержит мнения руководителей высшего звена, собранные по всему миру во 2-ой половине 2020 года, направлен на то, чтобы помочь компаниям и другим заинтересованным сторонам лучше понять данный период. Мы изучили, как пандемия повлияла на взгляды на краткосрочные и долгосрочные приоритеты бизнеса, что представители компаний планируют делать, ожидаемые ими преобразования и многое другое. Кризис повлиял на всех нас, и мы рады видеть, что большее число компаний положительно, нежели отрицательно оценивают свои доходы в 2020 году, и что большинство из них ожидают рост в 2021».

Удивительно оптимистичный прогноз

Опрос, проведенный в 3-м квартале 2020 года, показал, что компании в целом с оптимизмом смотрят в будущее. Несмотря на сложные условия, большинство (58%) ожидали завершить 2020 год с большей выручкой по сравнению с 2019 годом. В отношении 2021 года руководители выразили еще более позитивные ожидания: 71% ожидают более высоких доходов, чем в 2020 году.

Это не означает, что они не столкнулись со сложностями, вызванными пандемией: 35% признали, что доходы их компаний будут ниже, чем в 2019 году. Мы также выявили более негативный прогноз, предоставленный 40 дополнительными респондентами в пульс-опросе за 4 квартал: по сравнению с прошлым годом большее число руководителей оказалось обеспокоено снижением доходов в 2021 году.

Заглядывая вперед, лидеры бизнеса предсказывают, что экономические и технологические тенденции окажут наибольшее влияние на их бизнес. Хорошая новость заключается в том, что они уверены в своей способности управлять этими изменениями: в частности, 90% компаний чувствуют себя готовыми реагировать на технологические тренды.

Результаты опроса в России показали, что 79% руководителей ожидают роста доходов в 2021 году по сравнению с 2020 годом. Также опрос показал, что только в 12% компаний половина руководителей являются женщинами, что является средним показателем в странах, участвующих в опросе.

А как насчет климатического риска?

Несмотря на то, что вопросы изменения климата освещаются в СМИ, поднимаются регуляторами, а также находятся среди тем, влияющих на общественное мнение, только 20% респондентов во всем мире ожидают, что эта тенденция окажет наибольшее влияние на их бизнес — это самый низкий показатель в рейтинге. Этот показатель немного выше среди компаний в Западной Европе (25%), что позволяет предположить, что в данном регионе вопросы климата имеют более высокий приоритет в повестке дня руководителей, однако составляет менее 20% в Латинской Америке, Африке, Восточной Европе/СНГ и США.

Климатический риск также является тенденцией, в отношении которой лидеры ощущают себя наименее комфортно: около 28% заявили, что не уверены в своей способности отреагировать на данный вызов (против 10% в отношении вызовов в области технологий/инноваций).

В ближайшие 3-5 лет ожидаются значительные бизнес-преобразования

В течение следующих 3-5 лет руководители планируют провести широкий спектр бизнес-преобразований, включая технологические (50%), преобразования, связанные с повышением производительности (47%), а также создание новых услуг, рынков и бизнес-моделей (46%).

Подготовка к перезагрузке: смещение в сторону долгосрочных инвестиций

В исследовании также рассматривается вопрос о том, приводят ли те или иные направления деятельности к большему эффекту в краткосрочной (до одного года) или долгосрочной (один год или более) перспективе. Такие направления, как внешний рост, корпоративная стратегия и НИОКР/инновации, признаны самыми долгосрочными, в то время как сокращение численности персонала, решение неотложных финансовых проблем и оптимизация работы с поставщиками, названы наиболее краткосрочными.

В целом руководители планируют перейти к долгосрочным инвестиционным стратегиям (более одного года), в частности, в компаниях, возглавляемых женщинами[1]. Это справедливо почти для всех регионов.

Марк Кеннеди, Партнер Mazars, прокомментировал: «Мы провели это исследование, поскольку для нас, как для компании, предоставляющей профессиональные услуги, очень важно прислушиваться к тому, что происходит на рынке, и к нашим клиентам. Меня приятно удивил позитивный подход в отношении предстоящего года. Это показывает, что инвестиции, касающиеся устойчивости бизнеса, никогда не бывают бессмысленны и должны занимать приоритетное место в деловой повестке дня».

[1] Под компаниями, возглавляемыми женщинами, понимаются компании, в которых женщины составляют более 50% руководителей, принимающих стратегические решения.

Загрузить полный отчет